Программа психокоррекционной работы для детей с ментальной инвалидностью (2023-2024)
Проект направлен на проведение психокоррекционной работы с детьми с ментальными нарушениями.
Психологическая коррекция — это совместная работа клинического психолога и родителей, основанная на системе психологических воздействий с целью исправления нарушений психического развития ребенка с опорой на знание возрастной, социокультурной и индивидуальной норм развития. Коррекционная работа также направлена на создание условий для полноценного психического развития ребенка с ОВЗ в образовательной организации и семье.
Психокоррекционная работа производилась по направлениям:
1) Нарушения развития эмоционально-волевой сферы ребенка.
2) Несформированность у ребенка навыков эффективной коммуникации.
3) Нарушения когнитивного развития ребенка.
4) Особенности психомоторного развития ребенка (гиперактивность, гипоактивность, двигательная расторможенность и др.).
5) Нарушения детско-родительских отношений.
6) Нарушения процесса адаптации к условиям образовательной организации и выполнять следующие задачи:
1. создание ситуаций успешной деятельности и формирование у детей мотивации достижений; обеспечение атмосферы эмоционального принятия, снижающей страхи, тревогу и фрустрацию; формирование адекватной гибкой самооценки; развитие рефлексии, чувства ответственности, воспитание воли.
2. формирование правил и норм поведения; развитие навыков успешной коммуникации; формирование навыков совместной деятельности; развитие способности критически воспринимать внешнюю оценку.
3. формирование ориентировочной основы деятельности; развитие высших психических функций (внимание, память, мышление, речь); развитие вербального и невербального интеллекта.
4. рациональное распределение двигательной нагрузки в повседневной жизни детей; использование подвижных игр по-правилам для активизации произвольной регуляции; использование свободных игр и упражнений на прогулке и двигательных «пауз» на занятиях для разделения различных видов деятельности.
5. активизация коммуникаций в семье; улучшение родительской рефлексии своих взаимоотношений с ребенком; расширение возможностей родителей понимания своего ребенка; выработка новых навыков взаимодействия родителей с ребенком.
6. просвещение родителей о возрастно-психологических особенностях детей с ОВЗ; выработка коммуникативных навыков ребенка для преодоления проблем общения в новом коллективе .
В проекте приняли участие 35 детей.
У 100% детей, участвовавших в проекте развилась эмоционально-волевая сфера, сформировались правила и нормы поведения, развились навыки успешной коммуникации, сформировались ориентировочные основы деятельности, навыки совместной деятельности.
100% детей успешно адаптировались в обществе и повысили уровень качества жизни.